1.3-anons-30.06.23-astana-ormany
pravila-uregulirovaniya-konflikta-interesov
instrukcziya-po-protivodejstviyu-korrupczii
politika-protivodeistviya-korrupczii
protokol-№5-kodeks-delovoj-etiki
spravka-o-rezultatah-vnutrennego-analiza-sentyabr-2020
spravka-o-rezultatah-vnutrennego-analiza-korrupczionnyh-riskov-too-astana-ormany
protolkol-soveshhaniya-protiv-korrupczii
prikaz-direktora-№-23-p-ot-17022021-too-astana-ormany
pravila-provedeniya-vnutr-analiza-korrupcz-riskov-too-astana-ormany
plan-meropriyatij-too-astana-ormany-protiv-korrupcz-2021
pravila-provedeniya-antikor-monitoringa-too-astana-ormany
5.1-pravila-uregulirovaniya-konflikta-interesov-astana-ormany
3.1-instrukcziya-po-protivodejstviyu-korrupczii-rus
2.1-politika-protivodejstviya-korrupczii-rus
1.1-polozhenie-o-komplaens-rus
АО П 8.9 Информирование о подозрениях
6. Положение об информировании о подозрениях (1)
2.1 Приказ о начале ВАКР-24.05.2024г.
6.1 Протокол публичного обсуждения 2024
7.1 План по устранению рисков 2024
Противодействие коррупции
Тема семинар-совещания:
1. Противодействие коррупции.
2. Формирование антикоррупционной культуры.
Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан.
В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.
В Казахстане с 2015 идет новый этап борьбы с коррупцией, который меняет приоритет с противодействия на предупреждение, что существенно влияет на всю систему государственного управления. Действует новый закон «О противодействии коррупции» и специализированная государственная программа до 2025 года.
Международно-правовое определение коррупции, использующиеся в документах ООН, выглядит следующим образом: коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп.
Если говорить более простым языком коррупция это использование служебного положения в личных целях. Одним из проявлений коррупции является взятка.
Что такое взятка? Это получение должностным лицом от другого лица денег или иных благ, за которые им будут оказаны какие-либо услуги, связанные с должностью, которую он занимает. При этом указанные деньги и блага не всегда получает лично взяточник, зачастую они могут быть предоставлены близким ему людям или подставным организациям. Взяткой могут быть:
Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки заграницу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости
Почему коррупция так опасна?
Многие рассматривают дачу взятки и коррумпированность как полезное или, во всяком случае, не вредное явление для себя:
— «Что же тут плохого? Ну, заплатил я больше, зато прошел техосмотр без всяких проблем, еще и время сэкономил».
— «Купил диплом, пристроил сына на престижную работу». Кому от этого плохо?».
В конечном итоге это для всех не только «плохо», но и опасно для каждого, так как власть закона, если она несправедливая, она может сломать любого человека и привести к депрессии и отчуждению.
Попробуем разобраться. Все мы платим различные налоги. Однако отдавая определенную часть дохода государству, мы предполагаем, что оно обеспечивает реализацию социальных услуг: бесплатное образование, здравоохранение, создание инфраструктуры, обеспечение безопасности.
Что же происходит, когда распределение государственных средств происходит по коррупционной схеме?
Пример: Государственный орган заключает контракт на строительство либо ремонт больницы. В процессе заключения контракта отдельный государственный служащий берет взятку за то, чтобы контракт получила фирма, представители которой вступили с ним в «доверительные отношения». Однако за счет издержек по откату ни одна фирма не будет работать себе в убыток. Поэтому такая фирма, получившая «Добро», снизит качество работ и используемых материалов, а заодно и повысит их стоимость. В итоге страдает все общество.
Не стоит забывать, что коррупция не только приносит вред обществу, но и не гарантирует результата! Ведь в коррупционной схеме выигрывает тот, кто может дать больше. Но страшно то, что занятие коррупционной деятельностью неизбежно приносит ущерб сознанию самого лица и его близким, деформации мировоззрения.
Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением обусловлена рядом обстоятельств
Вышеизложенный перечень не является исчерпывающим, но даже он свидетельствует о том, что именно сейчас назрела острая необходимость как в разработке теоретических положений, так и в повседневной, практической работе по борьбе с коррупцией. Но прежде чем призывать к противостоянию какому-либо негативному явлению, последнее необходимо четко и конкретно определить, разобраться в причинах и механизме этого зла.
Можно ли противостоять коррупции?
В современном мире работа по усилению борьбы с коррупцией ведется непрерывно и постоянно совершенствуется. В мире нет уникального набора механизмов борьбы с ^коррупцией, который оптимален для всех стран. Специфика наборов методов по борьбе с коррупцией, принимаемых каждой страной, уникальна и зависит не только от политической и экономической стабильности, но и от обычаев и традиций, религиозных особенностей и уровня правовой культуры, а также от площади занимаемой территории, плотности, численности населения.
В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане была все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства.
В связи с этим, 26 декабря 2014 года утверждена новая Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.
Целью Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.
Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:
Законодательное развитие антикоррупционной деятельности в Казахстане
Казахстанскую историю борьбы с коррупцией в стране можно условно разделить на два основных этапа, которые в той или иной степени характеризуют эволюцию антикоррупционной деятельности в Казахстане.
Первый этап рассматривает период с 1998 года по 2015 год, когда на территории страны действовал Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года № 267-I «О борьбе с коррупцией». В этот период времени особое внимание было направлено мерам по устранению условий, способствующих совершению бытовой коррупции, с которыми граждане встречаются наиболее часто во время получения государственных услуг на местах. Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах. В целях предотвращения взяточничества среди государственных служащих и устранения человеческих контактов, в стране активно начали внедрять принципы «одного окна», где любой гражданин мог за считанные минуты получить необходимую ему услугу. По истечению времени и другие виды государственных услуг (получение адресной справки, удостоверения личности и паспорта, регистрация бизнеса и многое другое) также были переведены в онлайн формат в рамках программы «электронного правительства». На сегодняшний день более 80% государственных услуг предоставляются посредством портала egov.kz и через центры по оказанию услуг населению.
Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах.
С началом второго этапа (с 2015 года по сей день) были пересмотрены основные принципы и методы борьбы с коррупцией в Казахстане, основным регулирующим документом которого стал – Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции». Новый закон позволил перейти от стратегии борьбы, которая неизбежно ведет к доминированию репрессивных методов и карательных мер, к комплексной стратегии устранения причин и условий коррупции. Основным объектом противостояния остается бытовая коррупция среди населения, но в то же время был дан старт противодействию деловой (бизнес) коррупции в Казахстане: факты подкупа, дачи взяток и получение отката должностными лицами в момент государственных закупок. Особое внимание привлек квазигосударственный сектор, где в период заключения контрактов денежный оборот исчисляется в миллиардах долларах США.
Необходимо отметить тот факт, что ранее функции по выявлению, пресечению, предупреждению коррупционных правонарушений относились к ответственности в пределах своей компетенции органам прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службой, пограничной службой Комитета национальной безопасности. Тогда как, со вступлением в действие нового Закона к основному субъекту противодействия коррупции отнесли специализированный уполномоченный орган – антикоррупционную службу. В настоящее время фактами взяточничества занимается орган «Агентство по противодействию коррупции» (далее Агентство), непосредственно подчиненное и подотчетное Президенту Республики Казахстан. Практически во всех областных центрах страны представлены подразделения Агентства – ANTIKOR.
На сегодняшний день ключевыми приоритетами Агентства выступают такие понятия, как добропорядочность, партнерства и превенция. Такие изменения должны будут способствовать, во-первых, избавлению государства и общества от криминологического аспекта коррупции, во-вторых, формированию антикоррупционной культуры и широкому вовлечению граждан к противодействию коррупции в стране.
Противодействие коррупции в Казахстане
В целях анализа и оценки антикоррупционной деятельности в стране за последние 10 лет, предоставлены статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее Комитет).
Так, согласно данным Комитета за период с 2009 по 2019 год, можно наблюдать постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане. За анализируемый период больше всего коррупционных случаев было зафиксировано в 2009 году, тогда как наименьшее число фактов взяточничества отмечается в 2015 году. Резкое снижение количества коррупционных фактов в 2015 году, с большой вероятностью можно сказать, что связано с кардинальными изменениями в подходах и методах борьбы с коррупцией в Казахстане. Именно в этот год было принято решение создать независимый орган по противодействию коррупции в стране. Как видно, итоги не заставили себя долго ждать, однако эффект был непродолжительным. Показателей 2015 года смогли достичь лишь в 2019 году.
В целом, в области борьбы с коррупцией прошедший год ознаменовался как «эффект Токаева», так как именно с приходом во власть нового президента активизировалась работа по противостоянию коррупции в Казахстане. О результатах мер, принимаемых во главе второго президента, говорят и данные за 2019 год.
Подводя итоги доклада, мы приходим к следующим выводам:
2. Борьба с коррупцией является реальным общегосударственным приоритетом и
государство прилагает большие усилия для того, чтобы снизить уровень
коррупции. При этом движущими силами и стимулами бороться являются с одной стороны международные обязательства и стремление привлечь иностранные прямые инвестиции, а с другой стороны, стремление улучшить процесс государственного управления.
3. Надо отметить, что государство не выступает единой силой в борьбе с коррупцией и есть внутреннее сопротивление той прогрессивной политики, которой придерживается Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Одновременно с нужными и эффективными решениями принимаются и
те решения, которые, наоборот, препятствуют борьбе с коррупцией.
4. Существенной проблемой является несбалансированность ветвей власти, а точнее мощное преобладание исполнительной ветви власти над законодательной властью.
Это сильно сказывается на принятии решений, которые могут быть результатом
скрытого корпоративного или отраслевого лоббирования и идти во вред обществу
в целом.
5. Тем не менее, у государства есть запрос, формы и инструменты для участия, как общества, так и граждан в борьбе с коррупцией. Есть многочисленные примеры успешного взаимодействия в этом вопросе. При этом граждане и НПО могут противодействовать коррупции на системном уровне, внося поправки в законы и
другие нормативные правовые акты.
6. Казахстанское общество с каждым годом, как показывают социологические
опросы, все больше склонно участвовать в борьбе с коррупцией. Однако из-за
низкой правовой грамотности и определенного недоверия к новым инструментам взаимодействия граждан и государства, оно пока не может полностью реализовать
свой потенциал.
7. В целом, надо отметить, что за последние 2 года отмечается относительный
прогресс в борьбе с коррупцией и именно в привлечение общества участника этого процесса.
Формирование антикоррупционной культуры – деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.
Формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.
Антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
http://astana-ormany.skom.kz/wp-content/uploads/2022/06/whatsapp-video-2022-06-13-at-10.01.26-1.mp4http://astana-ormany.skom.kz/wp-content/uploads/2022/06/whatsapp-video-2022-06-13-at-10.01.26-1-1.mp4http://astana-ormany.skom.kz/wp-content/uploads/2022/06/whatsapp-video-2022-06-13-at-10.01.27.mp4https://www.youtube.com/watch?v=GrvPNo16-QY